Главная   Аналитика   Безопасность    Наука и технологии   Проекты    Soft   Hard   О том, о сём    Контакты

Как ИТ-специалисту устроиться на работу

29.10.2020

Анна Попова, руководитель группы HR, ДКИС ALP Group

Анна Попова, руководитель группы HR, ДКИС ALP Group

1. Какого уровня специалисты сегодня нужны компаниям?

Конечно, все зависит и от самой компании, и от ее текущих задач. Но я считаю, что сейчас, в основном, компании ищут специалистов, уже получивших как минимум базовый опыт на реальных проектах, поэтому конкуренция среди работодателей за подготовленных сотрудников сейчас особенно остра. Мы, например, ожидаем специалистов достаточно высокого класса, способных решать достаточно сложные, масштабные задачи (в нашей структуре это специалисты уровня D3). В то же время существует ряд компаний, которым в данный момент нужны не ведущие специалисты, а разработчики среднего уровня (D2 в нашей классификации). Но это не означает, что мы приглашаем только высокоуровневых сотрудников: ALP нацелена не только на их поиск, но и на обучение и воспитание своими силами. Именно для этого у нас уже не один год действует «Стажерская программа», конечная цель которой как раз и заключается в подготовке специалистов уровня D3. Под решение этой задачи мы особым образом формируем проектные команды, включая в них специалистов различных уровней (например, несколько человек уровня D2, несколько – D3, а также стажеров), которые, по мере роста своих компетенций, «по цепочке» замещают друг друга: успешные специалисты уровня D2 развиваются до уровня D3, D1 – до уровня D2 и т.д.

2. Где ИТ-специалист может получить необходимые профессиональные компетенции без отрыва от работы?

Для наших начинающих разработчиков это, по сути, прохождение «Стажерской программы», где многие программисты и консультанты получают базовые hard skills, начальные знания и умения. Тем, кто уже где-то работает и имеет некоторый практический опыт, можно порекомендовать пройти без отрыва от производства какие-либо курсы профессиональной подготовки – сейчас их великое множество, как очных, так и дистанционных (онлайн). Можно использовать и программу наставничества, когда, на примере конкретных задач и под руководством своего наставника, человек приобретает новые для себя компетенции. При такой модели, наставник показывает, как лучше всего достичь требуемого результата, подсказывает оптимальные способы решения, проверяет качество выполненной работы и дает постоянную обратную связь. Как и всегда, большую пользу можно извлечь, обращаясь к специализированной литературе, интернету, особенно, если пришлось столкнуться с каким-либо сложным вопросом. Например, в нашем случае, необходимые методические материалы и конфигурации часто можно найти на официальном сайте 1С.

3. Что лучше для ИТ-специалиста: работа в ИТ-компании или же в обычной компании/организации?

В нашей среде основные навыки специалисты получают, работая в компании франчайзи, так как именно там реализуются самые разнообразные проекты для множества заказчиков, постоянно решается большое количество задач. Участвуя в таких проектах, специалист приобретает широкий технический и бизнес-кругозор, что было бы невозможно при работе у одного заказчика в рамках лишь одного проекта, где может быть задействована единственная конфигурация. Во франчайзи же сотрудник получает разносторонние навыки и умения, учится разбираться в специфике разноплановых организаций. Поэтому, конечно, для карьерного роста предпочтительнее работать именно в ИТ-компаниях, причем лучше выбирать крупные организации, с большим портфелем проектов и направлений: это даст возможность молодому специалисту определить и выбрать наиболее интересное и перспективное направление своего профессионального развития.

4. Какие soft skills необходимы ИТ-специалисту?

Выбор наиболее приоритетных Soft skills ИТ-специалиста во многом зависит от его должности и роли: консультанту, разработчику, руководителю проекта может потребоваться свой набор социальных навыков. При этом, конечно, развитые коммуникативные способности необходимы всем, в том числе и разработчикам: даже если они и не общаются с заказчиком напрямую, они постоянно взаимодействуют с консультантами, часто совместно пишут техническую документацию, готовят описания выполненных доработок. Кроме того, безусловно важны навыки командной работы, самоорганизованность и тайм менеджмент (а у нас в компании любая задача оценивается в часах). Для консультантов и руководителей проектов обязательны такие скилы, как проактивность, навыки проведения презентаций и переговоров. Для разработчиков особенно важна креативность: они должны уметь придумывать эффективные механизмы и способы реализации, которые принесут пользу заказчикам. Для ведущих разработчиков и управленцев также важно уметь решать комплексные проблемы, ставить и контролировать исполнение задач, компетентно руководить сотрудниками, быть настоящими лидерами своих команд.

5. Берете ли вы на работу выпускников вузов?

Мы очень плотно взаимодействуем с ведущими ВУЗами России по подбору и дальнейшему трудоустройству студентов в себе штат в рамках нашей «Стажерской программы», куда мы зачисляем, в том числе, студентов старших курсов. За два года ее работы мы приняли к себе на работу порядка 50 новичков; еще более 100 студентов прошли наши курсы, хотя по разным причинам пока к нам не трудоустроились (кто-то продолжает обучение в ВУЗе, кто-то еще не определился с направлением своей дальнейшей карьеры и профессиональной деятельности и пр.).

Программа подготовки включает несколько этапов. Первый из них – курсы 1С, которые проводят наши сотрудники. На этом этапе мы принимаем в программу всех желающих студентов, проводя «на входе» их базовые тестирование: будущие разработчики 1С решают судоку на любом языке программирования, консультанты – логические тесты на сообразительность и прочее. Конечно, тех кандидатов, кто не выполняет входные задания, мы в программу не берем. По окончании первого этапа подготовки мы проводим итоговое тестирование, смотрим успеваемость, собираем обратную связь от преподавателей. Успешные студенты проходят дальше – на стипендиальную программу, в которой мы погружаем слушателей в работу на реальных проектах под руководством наставников, начинаем выплачивать стипендию, оформляем трудовые отношения. При этом студентам предлагается гибкий график работы, на не полном рабочем дне. Здесь тоже есть некоторый отсев, так как для многих студентов – это первая работа, и не все готовы к ней. Кто-то просто не справляется (переоценили силы), у кого-то не хватает времени совмещать работу и учебу, кто-то понимает, что данной направление просто не его, кого-то отсеиваем мы по итогам или на базе обратной связи от наставников. Наконец, третья ступень подготовки – это оформление в штат компании и полноценная работа с гибким графиком. На этом этапе у нас практически нулевая текучесть, поскольку новички уже адаптировались к работе, лояльны к компании, к коллегам, им нравится работать в дружном, сплоченном коллективе, где все нацелены на результат и «плечом к плечу» трудятся на поставленными задачами, при поддержке опытных руководителей. Недавние стажеры, а ныне уже специалисты и потенциальные системные архитекторы, на этом этапе уже способны брать и самостоятельно разбираться в задачах, как минимум, среднего уровня, показывать отличные результаты, карьерно и профессионально расти внутри компании.

6. Как ИТ-специалисту при трудоустройстве не попасть на мошенников?

При трудоустройстве необходимо собрать максимум информации о потенциальном работодателе в интернете, почитать отзывы сотрудников и сравнить это с тем, что рассказывали кандидату на собеседовании. Сейчас существует много сообществ 1С-ников, в том числе группы в Telegram, специализированных сайтов. Можно спросить у коллег и попросить обратную связь: слышали ли они о такой компании, какие отзывы, может кто-то уже работал там или слышал о ней. На самом собеседовании нужно задавать побольше вопросов о компании, о заказчиках с которыми она сотрудничает, штат, как долго компания на рынке. Также очень важно побольше узнать о конкретном проекте, на который вас приглашают. Хорошая практика при трудоустройстве – попросить компанию прислать Job-offer, в котором должны быть прописаны все условия работы. Если что-то не понятно или не указано, то попросить обновить Job-offer. Общее правило: при трудоустройстве у специалиста не должно быть каких-либо не проясненных вопросов. Когда я на собеседовании спрашиваю у кандидата о причинах увольнения с прошлого места работы спустя всего две недели, то очень чатсо получаю ответ: «Меня обманули по условиям». Новому сотруднику обещали при трудоустройстве одно, а по факту, получив первую выплату, сотрудник видит совсем другую сумму. Могут не стать сюрпризом и другие условия. Поэтому критически важно все обсудить «на берегу».

Тема:О том, о сём

© 2014. ИТ-Текст. Все права защищены.