Главная   Аналитика   Безопасность    Наука и технологии   Проекты    Soft   Hard   О том, о сём    Контакты

К вопросу о цифровой грамотности

21.06.2018

20 июня Аналитический центр НАФИ провёл круглый стол, посвященный состоянию цифровой грамотности граждан нашей страны. Эта тема поднимается в связи с провозглашенным в РФ курсом на построение цифровой экономики. Исследование НАФИ выявило, что Россия отстает от многих стран по наличию опыта использования современных коммуникационных технологий населением. Однако руководство сказало – «надо», и ведомства начали развивать бурную деятельность. Например, Экспертный совет по цифровой экономике и блокчейн технологиям при Госдуме запланировал принять до конца текущего года 50 (!) законопроектов о «цифровизации» и столько же в следующем. Об этом упомянул председатель этого совета, заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов.

Он, правда, оговорился, что 50 законопроектов не являются жестким планом, потому что провести полноценную экспертизу по такому количеству законопроектов невозможно. Тем не менее периодиески появляются законы, исполнить которые невозможно. Один из примеров – обязательное внедрение предприятиями сектора СМБ фискальных онлайн касс. Во-первых, самих устройств сейчас производится недостаточно, во-вторых, в ряде регионов их невозможно применить, так как там отсутствует Интернет, и т.д. По словам Дмитрия Сазонова, в Экспертном совете сейчас идет обсуждение законопроекта о поголовном внедрении электронного документооборота. Некоторые члены совета не без оснований опасаются, что электронный документооборот еще долго будет существовать вместе с традиционным, бумажным, что внесет в работу ведомств немалую путаницу.

Минэкономразвития начало реализовывать следующую инициативу – создание сервиса «одного окна» для предприятий среднего и малого бизнеса. То есть, все услуги – в одном месте. При этом услуги на понятном бизнесу языке. Юлия Алферова, советник Министра экономического развития РФ рассказала, что в документации до сих пор используется такое количество аббревиатур, что содержание и смысл предлагаемого не поддаётся осмыслению. Юлия Алферова также информировала, что министерство выпустило коробочный продукт – видео-урок о том, как делать бизнес.

Директор по направлению «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика» Андрей Сельский отметил, что крупные изменения в сфере образование под силу лишь государству. Вообще в сфере среднего образования ситуация безобразная – порядка 80% учителей не владеют компьютером (!). И это в то время, когда в школы приходят учиться ребята поколения Z, которые родились в цифровую эпоху и с пелёнок с компьютером – на «ты». Да, школы оснащают современным оборудованием – многие оборудованы мультимедийными досками, в ближайшее время планируется отказ от бумажных учебников (это пока обсуждается). Но. Уже сейчас практически потеряна связь «преподаватель – ученик». Между тем, учитель должен научить, показать, как ученику найти в Интернете ответы на многие вопросы. Важно говорить с детьми на одном языке. Игры, фильмы, общение – это часть образования. Вся эта сетевая среда развивает не меньше, чем школа. Это значит, что система образования уже давно должна стать иной.

Елена Луценко, руководитель образовательной программы QIWI FINTEEN рассказала, что компания, в частности, делает адаптированные для детей Интернет-ресурсы, которые можно скачивать бесплатно. Вообще же таких ресурсов в стране недостаточно. Но это уже другая тема – «дети и Интернет». Тема не простая. Сегодня российские законодатели зачастую козыряют «детской темой», чтобы принять запретительные законы, хотя к детям по большей части, это не имеет никакого отношения. И про Сеть: «Интернет сегодня – это среда, где присутствуют все наши нерешённые проблемы», - сказал недавно Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве.

Жирную черту под всем вышесказанным подвел общественный омбудсмен по цифровой экономике Илия Димитров. Он сказал, что по сути, сегодня происходит автоматизация текущих проектов – этот процесс подменяет создание «цифровой экономики». Молодое поколение предлагается обучать уже устаревшим программам – бизнес не готов вкладываться в обучение цифровой грамотности широких слоёв населения. Каждая компания заинтересована исключительно в том, что нужно конкретно ей – будь то таблицы Excel, бухгалтерских софт «1С», конкретная банковская или иная система. «Сейчас же для экономики будущего нужны математики, лингвисты, программисты. Требуется обучение визуальным технологиям, аналитике, этике. Нужно научить человека мыслить», - подчеркнул Илия Димитров. – «А пока все разговоры идут условно на уровне «керосинок» - сколько их и как ими пользоваться».

Елена Шашенкова

Тема:Аналитика

© 2014. ИТ-Текст. Все права защищены.