Главная   Аналитика   Безопасность    Наука и технологии   Проекты    Soft   Hard   О том, о сём    Контакты

Жизнь документа не становится проще

21.10.2017

Владимир Баласанян, председатель совета директоров компании ЭОС

Конференция «Осенний документооборот – 2017» по темам обсуждения не сильно отличалась от той, что состоялась год назад: правовая база, архивное хранение документов, импортозамещение, представление продуктов, автоматизирующих процесс делопроизводства. Но был и совершенно новый вопрос, посвященный технологии блокчейн. С докладом на эту тему выступила Наталья Храмцовская, ведущий эксперт по управлению документацией ЭОС, член ARMA International, к.и.н.

Говорят, что классическое определение блокчейна пока не сложилось. Буквально – это «цепочка блоков», инструмент, с помощью которого можно хранить данные транзакций. Если углубиться в историю, то практически год назад, осенью 2016-го о начале разработки финансовой блокчейн-платформы заявили Bank of America и компания Microsoft. А вскоре состоялась и первая реальная сделка с реальными деньгами – с помощью технологии блокчейна был проведен аккредитив на 100 тысяч долларов. Участники сделки признали, что прежде этот процесс мог длиться более недели, а сейчас транзакция заняла порядка четырех часов. Это стало возможно благодаря использованию криптографии и автоматизированной верификации. В декабре 2016-го сделку аккредитив с помощью блокчейна провели Альфа-Банк и S7.

Совсем свежая новость: полноценную юридически значимую сделку через прототип блокчейна-прототип провели Сбербанк и ПАО Северсталь. Прототип был разработан на базе платформы Ethereum.

По словам Натальи Храмцовской, технология блокчейн включает в себя распределенный реестр, а это значит, что в него «чего-то попадает и что-то регистрируется». То есть элементы электронного документооборота, архивного хранения налицо. На первый взгляд, здесь имеются и определенные риски: в системе могут работать анонимные и недоверенные лица. Это обычно настораживает руководства и центральные банки различных стран, России, в том числе.

Технология блокчейн – это новый, демократичный подход к доверенной среде, и его преимущества приходится всем объяснять. Но вопрос об информационной безопасности всё же стоит. Компания ЭОС принимает участие в международном проекте ARMA International в деле разработки стандартов. Как любая система – блокчейн – система живая, важно, чтобы документы в ней сохранялись столько, сколько необходимо. Проблема и в том, чтобы была обеспечена возможность в случае необходимости предоставить документ в суд, чтобы он был должным образом заверен. Также проблема - национальные юрисдикции в части закона о персональных данных: в разных странах сроки их хранения различаются, плюс к этому, граждане европейских стран имеют «право на забвение» - потребовать удалить все данные о себе из всех государственных баз данных. Каким образом в этом случае сохранять целостность документа – пока остается проблемой. И один из главных вопросов – кто должен нести ответственность за корректную работу системы; с кого спрашивать?

В остальном, обсуждаемые темы были достаточно традиционными. Владимир Баласанян, председатель совета директоров компании ЭОС отметил, что государство не выказывает сегодня заинтересованности в развитии электронного документооброта. Не хватает регламентов в части хранения документов, остро стоит проблема с доверенной средой обмена электронными документами, отсутствует гарантия доставки. Сегодня легче документ распечатать и отправить по почте. И никуда не исчезла традиция работать и хранить бумажные документы. Министерства по-прежнему требуют присылать документ в электронном виде, плюс две копии в бумажном! До сих пор существует требование - хранить документ в электронном и обязательно в бумажном виде.

Не решена проблема архивного хранения электронных документов. Документ нужно хранить, а носители устаревают, разрушатся, также устаревают и сертификаты. «Всё это нормативные проблемы», - подчеркнул Владимир Баласанян. Государственное регулирование сегодня фрагментарно, существенного прогресса в этом вопросе нет, стандарты устаревают. «Если государственная политика в отношении документооборота выработана не будет, документы станут постепенно утрачиваться», - полагает Владимир Баласанян. 4 апреля 2016 года Росархив переподчинен непосредственно президенту РФ. Марина Бобылева, научный консультант компании ЭОС, отметила, что с этого момента перед Росархивом стоит задача разработки стандартов хранения и других необходимых правил.

Что касается импортозамещения, то отечественные разработки в сфере делопроизводства есть. В частности, все продукты компании ЭОС внесены в государственный реестр отечественного ПО. Но остается проблема – весь отечественный софт работает на импортной технике, на западных операционных системах, со множеством западных приложений.

И в заключение о страшном. Как никогда ранее, сейчас остро стоит проблема контроля электронных документов. Бумажный может хранить у себя правообладатель, а электронный документ зачастую хранится там, куда правообладатель доступа не имеет, и проконтролировать его правильность, достоверность он не может. Между тем уже сейчас прекращена выдача бумажных удостоверений на владение недвижимостью, а в недалеком будущем будут упразднены и бумажные паспорта. А положение дел таково, что человек имеет право, но не может им воспользоваться для контроля документов, которые важны в его жизни, не имеет права доступа к государственным базам данных. То есть фактически остается бесправным, утрачивает контроль над своей личной жизнью. Человек перестает контролировать собственный правовой статус. Надо ли говорить, что это очень опасно. Между тем и сами государственные базы данных – «грязные», содержащие ошибки и неточности, отчего страдают и граждане и организации.

Эксперты полагают, что в дальнейшем должно исчезнуть само понятие «документ», потребуется закон об электронных документах, как о наборе сервисов. Пока же, что естественно, этих законов нет. Юриспруденция опаздывает всегда, это норма. Требуется время на то, чтобы сформулировать проблемы, а затем разрабатывать и принимать законы. Но дело это очень тонкое – нельзя идти со стороны корпоративных правил, распространять их на всех граждан. Закон должен быть четким. Человек должен иметь право знать о себе всё и иметь возможность им воспользоваться. Пока же правовое поле находится в весьма неудовлетворительном состоянии.

Елена Шашенкова

Тема:Soft

© 2014. ИТ-Текст. Все права защищены.