Главная   Аналитика   Безопасность    Наука и технологии   Проекты    Soft   Hard   О том, о сём    Контакты

Министерство культуры РФ освоило технологии виртуальной реальности

26.04.2017

> Владимир Определенов, заместитель генерального директора ГМИИ им. А.С. Пушкина

До недавнего времени музеи были сферой, по большей части, консервативной. Жители города, гости, туристы приходили в музей, иногда отстояв очередь (вспомним недавние выставки картин Серова и Айвазовского в Третьяковской галерее в Москве), гуляли по залам, знакомились с экспозицией, наслаждались искусством. Относительно новым было появление аудиогидов и возможность приобрести билеты через Интернет. Но очевидно, что любой музей может вместить лишь определенное число посетителей в день – отсюда очереди. Да и приехать из других городов и деревень, чтобы заглянуть в музей, не каждому под силу. И еще один момент: молодые люди, школьники редко способны воспринимать искусство по старинке. Они живут уже в другой реальности, во много раз более динамичной, по сравнению даже с недавним, ХХ веком.

Вадим Ваньков, советник министра культуры РФ рассказал, что тема виртуального музея возникла уже давно, но обрело форму это явление только сейчас. Поначалу «виртуальный музей» некоторые понимали, как музей, не существующий физически. Другие представляли, что «виртуальным музеем» может быть раздел на сайте Министерства. Еще один вариант – музей передвижной (автобус или грузовой трейлер, колесящий по стране).

Постепенно нужное понимание пришло. Специалисты Министерства вместе с партнерами начали создавать виртуальные экспозиции существующих в стране музеев. Начиная с 2014 года было создано 87 виртуальных музеев. Сегодня на портале Культура.РФ пользователи могут ознакомиться с 237 виртуальными экспозициями.

По словам Вадима Ванькова, общая посещаемость виртуальных музейных площадок за январь текущего года составила более 100 тысяч. Это сопоставимо с тем, сколько народу посещают музей не виртуально. В частности, в ГМИИ им. А.С. Пушкина в этом же январе побывало 108 тысяч человек, в Государственном историческом музее – 83 тысячи, в Русском музее – 137 тысяч человек.

Очевидно, что для различных типов музеев потребовались разные технологии, чтобы создать их виртуальные образы. К примеру, для музея деревянного зодчества «Малые Корелы» использовалась панорамная фотосъемка 360 градусов. Та же технология пригодилась для виртуального проекта Музея современной истории России.

Особенным стал проект создания виртуального музея оружия, который находится в Туле. В данном случае, экспозиция создана в виде игры: посетитель может разобрать и собрать любой образец, причем сделать это на время, соревнуясь с другими виртуальными посетителями. Новинка – применение «рентгеновского» изображения оружия, благодаря чему человек видит, как это устроено, как в замедленной съемке отследить весь процесс выстрела – от нажатия курка до вылета пули из ствола.

Александр Лавров, генеральный директор компании Vizerra, специалисты которой работают над этим проектом, рассказал, что 4 мая этого года выйдет новый релиз – «Оружие героев». В экспозицию будут добавлены фотографии и рассказы о реальных героях войны. Проект Тульского музея стал популярен во многих странах мира. Общее количество установок одноименного мобильного приложения уже превысило 800 тысяч. И это за четыре месяца с начала выхода приложения в свет. По словам Александра Лаврова, благодаря игровой форме подачи информации, проект стал интересен детям и взрослым, учителям и ученикам, научным работникам.

Владимир Определенов, заместитель генерального директора ГМИИ им. А.С. Пушкина представил цифровой проект «Музейный городок». Сейчас происходит масштабная реконструкция и реставрация исторических зданий (их 27), окружающих главное здание ГМИИ. Все работы по реконструкции, в том числе главного здания, планируется закончить к 2023 году. Пока ведутся работы, все желающие могут, перейдя на сайт quarter.arts-musem.ru, прогуляться по будущему кварталу.

Новое приложение «Музейный городок: VR PRO» с использованием технологии виртуальной реальности создано на базе уже существующего проекта, но имеет прикладное отраслевое значение и предназначено для профессиональной аудитории — музейных работников, кураторов выставок, дизайнеров и архитекторов, которые трудятся над созданием нового комплекса. Специалисты могут сейчас наглядно оценить работу проектировщиков, увидеть, в какие цвета лучше покрасить помещения, как лучше развесить картины, установить скульптуры. Всё это проблематично сделать, руководствуясь только чертежами. Система подключена к базе данных музейных предметов. Визуализация важна и для тех, кто занимается вопросами безопасности: нужно знать (а лучше видеть), где точно можно установить требуемую аппаратуру. «Тот продукт, который мы создали, позволяет сразу передавать в варианте VR изображение и смотреть музейный городок изнутри», - подчеркнул Владимир Определенов. Он отметил также, что проект VR позволил избежать грубых ошибок с точки зрения архитектуры

Еще одна новинка – очки виртуальной реальности, надев которые, человек может двигаться по залам ГМИИ. Пока это дорогая игрушка, но очень впечатляющая. Такие очки уже известны. Их используют для создания объемной картинки. Более простой вариант очков, чтобы видеть объемную картинку на своем смартфоне, можно приобрести в самом ГМИИ.

«Музейный городок: VR PRO» — не единственная разработка Министерства культуры, основанная на технологиях виртуальной или дополненной реальности. Ранее был представлен ряд проектов, также использующих VR и AR. Это Виртуальный музей Государственного музея архитектуры им. Щусева; 3D-проект «Оружие героев» Тульского государственного музея оружия; AR-приложение «Artefact», созданное совместно с Реставрационным центром им. Грабаря.

Елена Шашенкова

Тема:Soft

© 2014. ИТ-Текст. Все права защищены.