Главная   Аналитика   Безопасность    Наука и технологии   Проекты    Soft   Hard   О том, о сём    Контакты

Представители российских компаний о проблемах отечественной ИТ-отрасли

11.11.2022

На состоявшемся на днях заседании пресс-клуба РУССОФТ были подведены предварительные итоги года российской ИТ-отрасли. Валентин Макаров, президент НП «РУССОФТ» отметил резкое падение экспорта ПО и, особенно, услуг по его разработке на фоне роста доходов от импортозамещения. При этом суммарный объем продаж индустрии вырос на несколько процентных пунктов. Изменилась ситуация и на рынке труда. С одной стороны, ряды разработчиков поредели, но это не пока привело к фатальному дефициту кадров, так как в стране остались специалисты, работавшие в западных компаниях, покинувших РФ.

В настоящее время отечественная ИТ-индустрия решает две глобальные задачи: замещение продуктов западных компаний, ушедших из России и выход на международные рынки. Валентин Макаров подчеркнул: «За последние месяцы мы видим, что наши компании растут, жизнь не остановилась, нам нужны специалисты, мы показали, что наши системы не упали, всё работает, мы по-прежнему производим продукты для всего мира». Ключевые сферы российского экспорта – системы информационной и кибербезопасности, цифрового правительства и государственных услуг, финансовых технологий, Интернет-технологий.

Несколько слов про возможности экспорта. Не секрет, что сейчас ведется много разговоров о переориентации на рынки Африки и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. По словам экспертов, сегодня основными проблемами этих рынков являются низкая платежеспособность и отсутствие достаточного количества компетентного персонала для потребления современных решений Нового технологического уклада. Поэтому для успешного ведения экспорта российским фирмам необходимо: производить комплексные поставки платформенных B2G решений «под ключ»; предоставлять продавцам кредитования ИТ-платформ в эти страны; проводить обучение местного персонала для работы с этими решениями. И ещё важный момент: необходимо заказчикам предлагать, так называемую модель «дружественного» ведения бизнеса отличную от квази-колониальной, что была в прошлом.

Однако, «главное – необходимо придать экспорту ИТ статус государственного приоритета во внешнеэкономической деятельности, предоставив экспортерам ИТ весь набор инструментов государственной поддержки экспорта», - полагает г-н Макаров. Дело в том, что сейчас ИТ имеет статус экспорта услуг, что исключает возможность применять инструменты поддержки, т.е. ИТ-экспортерам не доступны кредиты, страхование, госгарантии и др. Валентин Макаров проинформировал, что план мероприятий для исправления ситуации в этом направлении уже передан в правительство РФ.

Традиционно в заседании пресс-клуба приняли участие представители восьми ИТ-компаний, которые кратко представили свои продукты и рассказали о проблемах.

Так, генеральный директор компании «Мой офис» Павел Калякин отметил такие проблемы отрасли. Одна из них – дискредитация cloud, причем даже на Западе относительно продуктов своих же западных компаний. Следующая проблема – российская, касающаяся восприятия бренда: Microsoft продолжает быть в списке брендов - № 1. Отчасти поэтому заказчики ожидают получить по импортозамещению отечественный продукт, максимально похожий, например, на Microsoft Office. Тем не менее, российский продукт «Мой офис» постепенно становится всё более популярным. Например, ВТБ перешёл на это отечественное решение.

Елена Бочерова, исполнительный директор компании Киберпротект подчеркнула, что российские компании не могут предоставить заказчикам точно такой же продукт, как ушедший с нашего рынка. Дело не в том, что наши разработчики не обладают достаточными навыками, а в том, что технологии ушли вперед, и нет смысла делать копию устаревшего продукта. Поэтому у Киберпротекта нет западных аналогов.

Что касается импортозамещения, Елена Бочерова отметила : заказчикам сегодня нужно всё и сразу, звявчтую в увеличенном объеме. Поэтому отечественные вендоры работают с колоссальной нагрузкой. Например, Киберпротект был вынужден вдвое увеличить штат специалистов, чтобы иметь возможность осуществлять поддержку заказчиков.

Еще одна проблема, которую упомянула Елена Бочерова. Отсутствие доступной статистики по импортозамещению. Аналитика есть, но ее не предоставляют. Поэтому компаниям-разработчикам сложно планировать свою деятельность. По словам Елены Бочеровой, все в стране живут в ситуации «ситуационного центра».

Андрей Свидиренко, председатель правления SPIRIT упомянул о трудностях переориентации на рынки дружественных стран, хотя такой опыт у компании имеется. Речь о продукте VideoMost, который среди ВКС является продутом №1 на рынке РФ по количеству платных внедрений (данные аналитики TAdviser 2014-2022 гг.). Дело в том, что в дружественных странах российских продуктов не ждут. К тому же там совершенно другая экосистема.

Андрей Шастин, директор по стратегическим инициативам и партнерствам Auriga также коснулся трудностей импортозамещения. По его словам, в России сегодня ситуация с разработкой прикладного ПО хорошая. Что касается системного программного обеспечения – много всего отсутствует, а ситуация с инструментальным ПО пока очень неопределенная: непонятно чем и чьим софтом сейчас замещается импортное программное обеспечение. И ещё. В России пока не создана экосистема вокруг уже разработанных продуктов.

Андрей Шастин также отметил, что в нашей стране имеется достаточно много разработчиков, но мало владельцев продуктов, которые знают стандарты, ориентируются в сроках и фазах разработки, умеют организовать работу команд, способны проработать требования, оценить риски и т.д. Такие кадры нужно выращивать. Пока же их катастрофически мало.

Сергей Резонтов, генеральный директор IBS InfinSoft отметил, что на Западе услуги российских компаний до сих пор пользуются популярностью, имеется спрос на заказную разработку. От нашего государства хотелось бы получить статистику о спросе и потребностях зарубежных заказчиков.

Андрей Гулидин, заместитель генерального директора, директор департамента по развитию бизнеса Группы «Иннотех» поделился тем, что в нынешней реальности компания сталкивается с тем, что невозможно производить взаиморасчеты с заказчиками, нельзя продлевать лицензии, нарушена логистика. Сложно выходить на зарубежные рынки, здесь нужны и свои усилия и помощь государства.

Директор по развитию TrueConf сказал просто и выразительно: «импортозамещение возможно только по любви». При этом, некоторым заказчикам важно, чтобы продукт был ориентирован не только на отечественный, но и на зарубежные рынки.

Лев Матвеев, председатель совета директоров «СёрчИнформа», член правления РУССОФТ подытожил выступления коллег. Что касается импортозамещения: нельзя кого-то догонять, не нужно делать копии западных продуктов. Разработчикам операционных систем необходим стандарт драйверов. Лев Матвеев подчеркнул, что Россия всегда была сильна своими продуктами по информационной безопасности. По его мнению, следует сегодня создавать центры ИБ-аутсорсинга (возможно и для экспорта). Что касается экспорта в дружественные страны: их интересуют продукты, обладающие новизной и оригинальностью. При этом есть спрос не только на продукт, но и на полный комплекс услуг, сервисы, помощь с подготовкой специалистов для работы с ПО и обучение сотрудников цифровой грамотности. Только предлагая иностранным заказчикам целую платформу, российские вендоры могут конкурировать с западными гигантами.

В рамках комитета по экспорту РУССОФТ были сформулированы предложения и создана «Дорожная карта» по развитию экспорта ИТ. Мероприятия карты позволят продвигать ИТ-отрасль целиком.

По словам Льва Матвеева, происходит смена рынков – нельзя упустить возможность по выходу и закреплению в дружественных странах. Платформенные подход к выводу решений на иностранные рынки вместе с реализацией мероприятий дорожной карты изменит к лучшему картину экспорта российских ИТ-продуктов.

Елена Шашенкова

Тема:О том, о сём

© 2014. ИТ-Текст. Все права защищены.