Главная   Аналитика   Безопасность    Наука и технологии   Проекты    Soft   Hard   О том, о сём    Контакты

Искусственный интеллект поможет выбрать профессию

27.08.2021

Выпускники готовы доверить искусственному интеллекту выбор будущей профессии. Большинство учеников (84%) хотели бы видеть рекомендации по поступлению в вуз и выбору специальности от искусственного интеллекта, который бы делал выводы на основании анализа данных из цифрового портфолио (школьные, спортивные достижения, успехи в музыкальной школе и т.д.). Такие выводы следуют из исследования онлайн-школы Skysmart по результатам опроса более 1000 старшеклассников. Оставшиеся респонденты не хотят видеть такую функцию в своем цифровом портфолио, и собираются принимать решения самостоятельно. Кроме того, каждый второй ученик пожелал, чтобы цифровое портфолио собиралось автоматически, 40% готовы собирать его собственными силами, а 17% — родители. Меньше всего школьники хотели бы доверять сбор информации для своего цифрового портфолио учителям —11%.

Мнение экспертов рынка:

Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК:

Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК

- Доверие сегодняшних выпускников школ к искусственному интеллекту совершенно естественно. Они выросли в цифровой среде, привыкли пользовать цифровыми сервисами, в жизнь прочно вошли цифровые помощники. Поэтому привлечение ИИ к выбору профессии кажется им совершенно логичным.

Но проблема в том, что ИИ делает вывод о профориентации школьника только на основании той информации, которая имеется в его распоряжении. Совершенно точно, что ИИ ничего не знает о том, как относится к этому сам молодой человек: выбрал ли он углубленное изучение тех или иных предметов, занятия спортом или искусством по велению ума и души, или потому, что на этом настояли родители? Дается ли ему это легко или с трудом? Есть ли у него увлечения, которые не попадают в поле зрения учителей и не отражаются в школьном портофлио? Было ли распределение мест на олимпиаде, в соревновании или на конкурсе справедливым (увы, это не всегда так). Если у ребенка наблюдается регресс в какой-то области – это временное явление или показатель неверно выбранной дороги? Скажем, «гормональные бури» подросткового периода вызывают усталость, сменился педагог, появилась мечта о другой профессии, а ребенок не решается поделиться ею с родителями и учителями? Ни один ИИ, существующий сегодня в мире, не способен выяснить и учесть такие нюансы. А ведь именно они определяют, будет ли выбор профессии добровольным и правильным, пойдет ли молодой человек по дороге созидания нового или пополнит ряды инертного «офисного планктона». Ну и в целом, не стоит слепо доверяться советам, от кого бы они ни исходили – от ИИ или от человека. Важно научить детей критически мыслить, брать в расчет собственные чаяния и брать ответственность за принятое решение.

Возникает и попутный риск, связанный с безопасностью данных о человеке. Понятно, что прогнозы ИИ тем точнее, чем больше сведений о конкретном человеке он получит. И это уже не только условные ФИО и номер паспорта, а результаты медицинский исследований и психологических тестов, описание привычек и предпочтений – от увлечения научными теориями до гастрономических пристрастий. Такая информация в руках злоумышленника представляет колоссальную угрозу. В научной фантастике лет пятьдесят назад появился термин «тайна личности». Вероятно, пора извлечь этот термин с книжных полок и озаботиться этой проблемой, тесно связанной с развитием технологий ИИ.

Но в безграничном доверии школьников к ИИ есть и свои плюсы. Во-первых, интерес к ИТ. Сфера информационных технологий дает огромный простор для творчества, для применения знаний и сил. Здесь нужны программисты, математики, лингвисты, даже биологи и психологи – их знания как раз пригодятся для развития ИИ. Тема ИИ несколько романтизирована, и это хорошо для привлечения к разработке российских технологий молодых людей, которые дерзают сделать что-то принципиально новое. Во-вторых, молодые люди на собственном опыте убеждаются, что стопроцентное следование советам – не всегда благо. Их реакция будет давать разработчикам ИИ обратную связь, необходимую для совершенствования технологий. Если сбор и анализ такой информации будет организован правильно, российские разработчики смогут хорошо продвинуться в разработке технологического направления ИИ, которое в недалеком будущем будет сильно влиять на жизнь каждого отдельного человека и страны в целом.

Анна Попова, руководитель группы HR ДКИС ALP Group:

Анна Попова, руководитель группы HR ДКИС ALP Group

- В последнее время мы все больше полагаемся на технологии. Но даже самая совершенная и самообучаемая из них не должна сама принимать решения, особенно когда дело касается таких фундаментальных вещей, как образование, медицина и пр. Обучение ИИ требует использования огромного массива данных, накопленных за большой промежуток времени, а в случае образования и профессиональной ориентации этот период может растянуться на годы. И риски здесь крайне высоки, ведь ошибка проявит себя далеко не сразу. Поэтому правильнее было бы воспринимать ИИ как помощника, а не как главный механизм для принятия решений.

Кирилл Владимиров, генеральный директор ONLY:

- Как правило, выпускники не знают куда им идти, потому что никто им не преподает информацию о рынке труда, а выдает лишь информацию о науках. Поэтому, когда они заканчивают учиться, они не знают, что им делать. Они пытаются определиться, найти какую-то информацию и принять решение. Если бы они знали, то просто самостоятельно принимали решение, и такого вопроса бы не стояло. Как вариант, ИИ можно использовать, чтобы собрать достаточно информации.

Кирилл Владимиров, генеральный директор ONLY

Важно понимать, что разум – это способность человека решать нестандартные задачи нестандартными способами. Основной риск использования ИИ для принятия решений заключается в том, что мы отбираем эту необходимость у человека, и он фактически не будет участвовать в этом процессе. Это впоследствии может пагубно сказаться на нем, как на личности. Например, может снизиться стремление проявлять инициативу. Лично я не хотел бы, чтобы у моих детей было меньше инициативы из-за того, что ИИ примет за них решение: кем они должны быть, кем они должны работать и т.д. Мне кажется, это прерогатива непосредственно человека.

И второй момент, который важен, талант — это всегда то, что выбивается из статистики. Поэтому большой вопрос, насколько ИИ может определить талант человека. Если это не осуществимо, то этот способ нельзя использовать, потому что талант – это то, что двигает наше общество.

Настоящий уровень развития в ИИ, к сожалению, не позволяет нам этого сделать. Для того чтобы понять, кем человек должен быть, где он будет успешнее, где ему будет лучше работать, мало просто взять и проанализировать социальный профайл или оценки по каким-то дисциплинам.

На мой взгляд, еще одна проблема в детской психике. В годы обучения в школе она еще находится в стадии формирования. Поэтому сложно сделать однозначный вывод, где человек будет успешнее, в этом возрасте. Многие даже к концу вуза не могут определиться, кем они хотят стать. Как за них это сделает ИИ без огромного количества информации? Можно представить ситуацию, где за человеком будут наблюдать в течение 4-5 лет. Для этого нужно хранить гигантское количество информации. Мне кажется, сейчас технические мощности к этому не готовы. Теперь представьте, что так нужно будет сопровождать миллионы человек. Здесь вопрос уровня развития наших технологий, который еще не дошел для подобных целей. Как и уровень современного развития цифровизации.

Я бы сказал, что нельзя сделать однозначный вывод из простого опроса тысячи человек. Здесь необходимо исследовать миллионы на больших данных и с помощью индивидуальных исследований. Проводить более глубокие изыскания и приглашать и психологов, и психиатров, и социологов. Предстоит очень много работы для того, чтобы сделать такую систему, которая действительно определит с помощью ИИ, сможет ли человек выполнять ту или иную работу или нет.

Тема:О том, о сём

© 2014. ИТ-Текст. Все права защищены.