Главная   Аналитика   Безопасность    Наука и технологии   Проекты    Soft   Hard   О том, о сём    Контакты

Закон о суверенном Интернете: мнение бизнеса

27.11.2019

Валерий Андреев, заместитель генерального директора по науке и развитию компании ИВК, к.ф.-м.н.:

Валерий Андреев, заместитель генерального директора по науке и развитию компании ИВК, к.ф.-м.н.

- «Закон о суверенном Интернете» - один из самых противоречивых в законодательной базе, регламентирующей сферу информационных технологий.

Во-первых, он оперирует терминологией, не имеющей однозначного толкования. Так, например, Интернет не может быть суверенным в принципе, поскольку его сущность – в объединении информационных ресурсов в единое цифровое пространство, без привязки к географическим границам. Уместнее было бы применять термин «суверенный Интранет».

Нет четкого толкования и у самого термина «безопасность».В чем заключается комплекс угроз? Нет ответа.

Во-вторых, авторы закона и его апологеты не ведут практически никакой разъяснительной работы по применению закона, из-за чего возникают разночтения. Даже ИТ-специалисты не располагают достаточной информацией, не говоря уже о пользователях. В результате, каждый понимает закон по-своему, и строит собственную картину суверенного будущего: от исчерпывающе оптимистичной (надежный российский сегмент Рунета, защищенный от разрушительных воздействий извне) до апокалиптичной (цифровой «железный занавес»). На мой взгляд, речь идет об ограничении с помощью DPI-систем Российского сегмента Интернета на период критических событий, возможно – геополитических. Но в чем будет состоять это ограничение – совершенно неизвестно. Есть ощущение, что на сегодняшний день этого понимания нет ни у кого.

Непонятны и критерии, по которым будут определяться угрозы. Возможно, непосредственно в ходе работы системы на основе анализа потока трафика будет нарабатываться некая «контекстная НСИ Рунета»: базы слов, адресов, явлений и других параметров. На их основании к ресурсам, несущим угрозу безопасности Рунета, будут применяться какие-то управляющие воздействия .

В-третьих, неясно, на кого возложена ответственность за реализацию закона. Кто из российских разработчиков способен создать соответствующие спецустройства? Или предполагается строить систему обеспечения суверенного интернета на зарубежных решениях?

В-четвертых, если система будет работать в онлайн-режиме, начнут существенно подтормаживать все сети. По нашим расчетам, задержки могут составлять до 30%.

В-пятых, решение по ограничению глобальной сети и стоит глобальных денег. Но речи о внятном бюджете пока не идет.

И, наконец, прецедент «суверенного Интернета», на мой взгляд, может реализоваться только в случае военных действий. Но если в ход будет пущено не информационное оружие, а ракеты с ядерным зарядом, и встанет вопрос физического выживания населения, то работоспособность суверенного Интернета уже никого не будет интересовать.

Резюмируя, можно сказать, то в отсутствие внятных ориентиров, сложно ответить, как реализация закона может отразиться на деятельности бизнеса. Остается надеяться, что законодатели позаботятся о разъяснении.

Тема:Аналитика

© 2014. ИТ-Текст. Все права защищены.