Главная   Аналитика   Безопасность    Наука и технологии   Проекты    Soft   Hard   О том, о сём    Контакты

Эволюция платежного поведения россиян в Интернете

23.03.2017

Фёдор Вирин, сооснователь агентства Data Insight

Спору нет – расплачиваться за услуги и покупки через Интернет удобно, тем более, сейчас, когда это можно сделать с помощью мобильного телефона, который всегда под рукой. Компания PayPal в четвертый раз совместно с агентством Data Insight провела исследование, касающееся российского рынка онлайн-коммерции и онлайн-платежей. Данные для исследования были собраны в рамках комбинированного онлайн-опроса, проведённого компанией Data Insight в феврале 2017 года по заказу PayPal. В опросе приняло участие более 4000 человек, из которых свыше 3000 были опрошены через access-панель компании Kantar TNS и еще более 1000 были опрошены методом "поточной выборки" (river sampling) с помощью компании Online Interviewer. Обе выборки репрезентируют пользователей Интернета в возрасте 18-64 лет, проживающих во всех типах населённых пунктов по всей России, выборки квотные по полу, возрасту и макрорегиону.

О результатах исследования рассказали основатели агентства Data Insight Борис Овчинников и Фёдор Вирин. Они отметили, несмотря на то, что аудитория интернета уже практически не увеличивается, рост количества пользователей онлайн-торговли продолжается, а драйвером зачастую являются онлайн-платежи, которые пользователи, как правило, осваивают раньше, чем совершают первую покупку. При этом, для всё большей части пользователей Интернет становится не только инструментом для покупок и платежей, но и способом продажи своих услуг и товаров.

Интересный факт: общий рост Интернет-аудитории замедляется, но аудитория e-commerce растет. Люди осваивают Интернет для совершения покупок постепенно. Так, 19% респондентов указали, что сначала начали пользоваться онлайн-платежами (для покупки билетов, пополнения счета телефона, оплаты ЖКХ и т.п.), а затем совершили и свою первую покупку в Интернет-магазине (обратная последовательность – сначала первая онлайн-покупка, а потом первый платеж – был только у 5% опрошенных). Среди действий, которые респонденты планируют начать совершать в ближайшие 12 месяцев, чаще всего называли поиск в Интернет информации о местах продажи нужного товара (17% всех опрошенных), покупку и продажу товаров через сервисы объявлений (по 16%) и заказ товаров в российских Интернет-магазинах (тоже 16%).

Исследование показало, что аудитория платежных и покупательских онлайн-сервисов сейчас прирастает, в основном, за счет малых городов и поселков. Четверть новых пользователей онлайн-платежей живет в небольших населенных пунктах (менее 30 тыс. жителей). Это объясняется недостатком, а иногда и отсутствием близко расположенных магазинов и банков.

Еще один момент: «безналичные платежи вытесняют наличные». С одной стороны, статистика такова: доля наличных денег в бюджете Интернет-пользователей медленно, но устойчиво сокращается. В среднем, из 10 000 рублей на текущие расходы 6 360 рублей хранятся в безналичном виде. В 2015 году эта доля составляла 6 180 рублей, а в 2016 году – 6 250 рублей. Кроме того, большая часть типовых платежей, совершаемых Интернет-пользователями, уже проводится безналичными способами. Наличные в качестве способа оплаты последнего по времени платежа использовали при погашении кредита только 23% опрошенных, при оплате ЖКХ – 32%, при пополнении счета мобильного телефона – 29%, при покупке билета на поезд или самолет – 15%, при покупке товаров в Интернет-магазине – 22%.

Безналичные платежи освоили уже почти 100% Интернет-пользователей. У 99% есть платежные карты, и для платежей в оффлайне их используют 98%. Для сравнения, 5 лет назад (2012 г.) платежные карты были у 70% респондентов, расплачивались ими в оффлайне 51%. Сейчас уже 60% использует для платежей не одну, а сразу несколько карт разных типов.

Борис Овчинников, сооснователь агентства Data Insight

Однако считаем нужным упомянуть несколько моментов. Во-первых, есть ситуации, когда Интернет-платеж является не только удобным, но чуть ли не единственным способом оплаты услуги (например, если это платеж компании или человеку, находящемуся в другом городе). Второе – государство всячески старается сделать наличные платежи невыгодными (намерение взимать комиссию за снятие наличных в банкоматах). И еще одно. Многие Интернет-пользователи пока не задумываются о том, что их карта и счет в банке могут быть заблокированы просто из-за ошибки автоматизированной системы. А случаи таки уже есть, о них сообщается в прессе. Нельзя исключить и иные причины блокировки счета. Поэтому иметь наличность вовсе не лишне.

Обо всем этом молодежь, как правило, не задумывается. Это другое поколение, сызмальства привыкшее к гаджетам и определенному удобству. По данным опроса сейчас почти каждый пятый (18%) заказ в Интернет-магазине делается со смартфона. Для владельцев смартфонов моложе 25 лет именно этот гаджет является самым популярным устройством для онлайн-покупок. Аудитория мобильных покупок быстро растет - хотя бы раз за год со смартфона покупали 36% опрошенных.

Теперь об Интернет-коммерции. Проведенный опрос показал: за прошедший год 56% получали денежные переводы через Интернет, в том числе 18% – за проданные товары или оказанные услуги. 35% Интернет-пользователей имеют опыт продажи товаров через интернет (в т.ч. б/у, handmade и перепродажа).

В первую очередь в онлайн продают б/у товары (такой опыт имеют 80% респондентов, продававших какие-либо товары), также многие продают новые вещи, которые им не подошли (24%), и товары собственного изготовления (11%). Самые популярные услуги, которые предлагают в онлайн частные лица, это переводы и написание текстов (26%), услуги по строительству, архитектуре и дизайну помещений (19%), репетиторство (19%), реклама и продвижение сайтов (15%), услуги фотографии (12%), создание сайтов и мобильных приложений (11%) и консалтинг (11%).

В совокупности каждый второй опрошенный (50%) использует, использовал или пробовал использовать онлайн-площадку для продажи товаров и услуг. Чаще всего к онлайн-продажам прибегают люди с доходом более 100 тыс. рублей на семью (в этой группе опыт продаж имеют 71%), люди моложе 35 лет (66%) и наиболее образованные – люди с двумя и более высшими образованиями или ученой степенью (62%). И хотя для большинства онлайн-продажи – не основной бизнес, а дополнительный источник доходов или даже хобби, уже 18% продавцов ответили, что продажа товаров и услуг через Интернет – это регулярный источник дохода.

Борис Овчинников, партнер компании Data Insight полагает, что «фактор накопления сетевого опыта является гарантией того, что рост аудитории онлайн-коммерции будет активно продолжаться в ближайшие несколько лет».

«Исследование показывает, что индивидуальное предпринимательство в Сети, рост которого в России по-прежнему у многих вызывает сомнения, продолжает развиваться, - комментирует Владимир Малюгин, глава PayPal в России. – Да, для кого-то продажа в Интернете – разовая задача – будь то не подошедшая одежда, ставшая ненужной электроника или автомобиль. Но для всё большего количества людей Интернет становится площадкой для регулярного заработка. Этот тренд наша компания должна поддерживать и за его укреплением мы будем продолжать внимательно наблюдать».

Елена Шашенкова

Тема:Аналитика

© 2014. ИТ-Текст. Все права защищены.